03.11.2021
«Экологическое
воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интелекта»
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех
времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй,
никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического
кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема
экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной
необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с
нашей точки зрения, предполагает:
Ø воспитание
гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
Ø формирование
системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
Ø развитие
эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее)
Ø участие
детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по
охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует
рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе
отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные
чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и
сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного
гуманного отношения к природе являются следующие:
Ø понимание
необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее
нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
Ø освоение
норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической
деятельности и в быту;
Ø проявление
активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить
действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо
исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа
взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а
то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в
результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к
природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся
впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание,
сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа
изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную.
Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к
природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается,
защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о
животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует
овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними
животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать,
сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия,
причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе
они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей
покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь
замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им
соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей
противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а
порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них
необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания
происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам
экологических знаний, которая включает:
Ø представления
о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их
потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
Ø понимание
взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности
растений и животных к условиям существования;
Ø осознание
того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой
связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого
звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое
из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать
одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для
формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в
посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для
постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и
поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от
выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок,
выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и
сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и
укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов
природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание
эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического
воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно
пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание
детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением
животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать,
что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают,
то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить
детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории,
надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще
недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к
пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за
Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2021
Дата обновления: 05.11.2021
Дата публикации: 03.11.2021