03.11.2021
Дошкольник и экология
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в
том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад
является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому
не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ
культуры рационального природопользования.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении
можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным
обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание
воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны,
легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием
манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый,
неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их
непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой
новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует
помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не
могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени -
им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен
понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять
зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие
дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического
воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия
взрослого с ними:
Ø мягкое, доброжелательное общение,
понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от
семьи;
Ø медленная выразительная речь,
многократные повторения одного и того же;
Ø подкрепление слова образом предмета,
действием, его изображающим;
Ø частое переключение внимания детей с
одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
Ø использование приемов, вызывающих
положительные эмоции малышей;
Ø осознанное создание воспитателем в
своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
Ø частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная
словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного
возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как
живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущими в
интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия
с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего
сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической
культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и
явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В
возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть
предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны
познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости
или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части
предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о
возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном
возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого
объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта),
формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и
животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не
поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на
участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами
природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами
функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование
первоначальных экологических представлений, которые являются основой
правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения
объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к
живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является
конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в
этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с
взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей
зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть
окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что
говорит и делает воспитатель.
Важное место в технологии занимает игра — несложна
сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.
Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты
которых обыгрываются с детьми.
Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей
обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических
особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются
в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на
его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача
младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в
мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных
связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка
этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны
следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу,
усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в
экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно
повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое
манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для
обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств.
Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут,
нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми
сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит
детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют
практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму,
размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор,
яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей
руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят
глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод
экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она
еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача
отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова,
через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой
цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро
козлят», «Заюшкина избушка».
С самого начала года воспитатель и в первой, и во
второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде
хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в
его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды),
знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает
попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Тему домашних животных легко представить с помощью
Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь
и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о
корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой,
сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников
поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или
изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи,
сами подражают их действиям и звукам.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую
действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание
сказок.
Технология экологического воспитания
младших дошкольников включает следующие компоненты:
Ø разнообразные циклы наблюдений в
повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на
участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами).
Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые
конкретные знания об этих объектах природы;
Ø ежемесячные (в течение одной
недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются
ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и
одеванием картонной куклы;
Ø участие в подкормке зимующих птиц и
наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре
карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар
зимней подкормки;
Ø проращивание лука-репки в зимнее
время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в
течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в
присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
Ø совместная деятельность воспитателя
с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети
приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
Ø рассказывание и обыгрывание народных
сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
Ø проведение экологических занятий
один раз в две недели;
Ø проведение экологических досугов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2021
Дата обновления: 05.11.2021
Дата публикации: 03.11.2021