03.11.2021
Природа родного края, как средство
нравственно-патриотического воспитания
Дошкольное детство – начальный этап становления
человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной
культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы
нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.
Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к
природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от
родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют
на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников
тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой
земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с
детства, - одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет
непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении
позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом
и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают
основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и
животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он
не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к
природе, все это бесполезно. Универсальность, многофункциональность,
междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания
позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что
экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе
формирования экологического сознания предполагает проведение
непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и
самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении
способствует достижению планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности
ребенка в соответствии с ФГОС. Представления о родной природе успешно
интегрируются с различными образовательными областями: «Здоровье»,
«Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация»,
«Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка». Кроме того,
природоведческие знания интегрируются:
Ø в образовательную деятельность, осуществляемую
в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают
необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению
и укреплению здоровья дошкольников);
Ø в самостоятельную деятельность
детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических
картинок и иллюстраций, энциклопедий);
Ø в процесс взаимодействия с семьями (участие
в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)
При организации работы по патриотическому воспитанию
на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный
компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в
регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах
деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с
региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста
к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и
представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию
чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. У нас самая
разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и
экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места
богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим
расположением.
Построение образовательного процесса на региональном
материале позволяет осуществить решение следующих задач:
Ø воспитывать чувство гордости, любви,
привязанности к Родине;
Ø обогатить знания детей о природе;
Ø формировать эмоционально-положительное
отношение к людям разных национальностей;
Ø формировать духовную личность,
способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
Ø воспитывать бережное отношение к
окружающей природе.
В совместной деятельности
воспитателя и детей проводятся:
Ø познавательные беседы «Мой край
родной – Белгородчина»,
Ø прослушивание песен о родном городе,
чтение стихов,
Ø изготовление альбома «Природа моего края»,
Ø знакомство с флагом, гербом и гимном родного
города и России, рассматривание географической карты Белгородской области,
рассказы о достопримечательностях города Алексеевки, о красоте природы родного
края,
Ø посещение краеведческого музея, целевые
прогулки.
Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения
за птицами и животными дают возможность изучать их привычки и повадки. Затем
создаются рассказы и сказки, которые обобщают эти наблюдения. Сюжеты сказок
доступны и привлекательны, учат детей быть наблюдательными, с любовью
относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Кроме чтения природоведческой литературы с детьми
проводятся «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе,
формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и
заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам.
Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению
к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т.
д.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного
возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных
эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и
происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней.
Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно
проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные
условия для воспитания и обучения. В игровой комплекс включаются игры на
развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние
и др.). В ходе развлечений используются различные формы познавательной
деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить
себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов,
альтернативных экологических задач.
Проживание ребенком событий, различных ситуаций,
накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя
ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в
аналогичных или похожих ситуациях.
Работа по формированию любви к родному краю и
бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями.
Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в
том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не
второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители –
ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной
деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная
подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой
игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы» и др. , совместные
посещения музея.
Предлагаемая система работы по экологическому
воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою
Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию
народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.
Литература:
- Алёшина Н. В. «Знакомим
дошкольников с родным городом» М:. ТЦ Сфера, 1999г. -122с.
- Алёшина Н. В. «Патриотическое
воспитание дошкольников» М:. ЦГЛ, 2004г. -156 с.
- Рыбалкова И.
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»
Дошкольное воспитание, 2003г. №6 с. 45-55.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2021
Дата обновления: 05.11.2021
Дата публикации: 03.11.2021