03.11.2021
Рассказывание по игрушке
В основе высказывания детей об
игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на
сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками
носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка
создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и
источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание
высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Для обучения
монологической речи используются следующие виды игрушек:
Ø
дидактические (матрёшки,
башенки, пирамидки, бочонки);
Ø
сюжетные (образные):
куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
Ø
готовые
наборы игрушек, объединённые одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
Ø
наборы,
составленные воспитателем или детьми, - мальчик, девочка, сани, собака;
девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Поскольку каждая новая игрушка
вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятия
нужно использовать новые или чем-то обновлённые знакомые игрушки (кукла
в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у
ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
Виды занятий по игрушкам.
1. Описание игрушки -
связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением
личного отношения ребёнка к ней, или описание действий и образа жизни
изображённого в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде
дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный
мешочек», «Кто это?», «Почтальон принёс посылку» и др.). Дидактические игры на
описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети
приобрели некоторые умения описывать игрушку, определённый словарный запас и
соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются её
живость, определённый ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребёнка.
Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок
детьми. В начале дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют
загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для
рассматривания их внешнего вида и определения качеств - цвета, формы, размера,
материала. Появление игрушек может быть обыграно - почтальон принёс посылку.
Затем об одной из игрушек даётся загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой,
меж ушей чёлка» (конь); «Идёт мохнатый, идёт бородаты, ножницами
помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).
Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием
или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному
составлению загадок.
2. Сюжетные рассказы (повествования):
а) рассказ по набору игрушек -
связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый
игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его
составление облегчается тем, что ребёнок рассказывает о действиях, которые
совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;
б) рассказ по отдельной игрушке -
это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях
одного героя - данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка
только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и
ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного
опыта. На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым
для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать
элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и
части высказывания. В описании - определять объект, последовательно описывать
части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение.
В повествовании - выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать
структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). В
младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточится
при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их
описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об
игрушках из 2-3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа
- разговор; какие игрушки у тебя есть дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто
её купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с
нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду? На занятии обучение
описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются
разные игрушки: две куклы - одна с бантом, другая без банта; две кошки разного
цвета. Игрушки поочерёдно рассматриваются, сравниваются; уточняются их
характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель
прячет игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает
найти их: «Андрюша найдёт белую кошечку, Миша чёрную, а Соня куклу с бантом».
Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя
описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что? В
итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного
высказывания: «Миша нашёл чёрную кошечку. У неё на голове ушки, большие глаза,
усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко м мяукает: мяу! мяу!».
Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагается
повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приёмы,
направленные на оказание ребёнку помощи в описании предмета: рассматривание,
вопросы, обобщение педагога (образец описания). На следующем этапе можно
рекомендовать совместное составление описания. В гости к детям приходит
котёнок. Его рассматривают («Какой котёнок? - Маленький, пушистый,
шаловливый. - Как его можно назвать ласково? - Котёночек, котик. - Что любит
котик? - Молоко. - Давайте вместе расскажем про него»). Даётся
логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети
продолжают: «Это (котёнок). Он (маленький, пушистый).
Котёнок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котёнка?».
Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для
детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ
сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия
высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи,
потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С
хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». После
отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается.
Занятие завершается чтением потешек, стихов. В среднем дошкольном возрасте
закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и
самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и
составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе
которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощённого в
игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. Можно специально
дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса;
чёрный, мохнатый, мягкий медвежонок и др. ; провести лексическое упражнение.
Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно
обследовать предмет - от восприятия его в целом к выделению существенных
признаков. Поэтому воспитатель задаёт вопросы в определённом порядке, учит
детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это
поможет соблюдать логику описания. Наиболее распространённое средство
построения связного текста (связь между предложениями) -
повтор слов. Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» - «Это
ёж». - «Кто колючий?» - «Ёж колючий». - «У кого на спине иголки?» - «У ежа на
спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребёнок может оперировать
в своём ответе. Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма
повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» - «Зайчик». «Какие
уши у зайца?» - «У зайца длинные уши». - «Какой хвост у зайца?» - «У зайца
короткий хвост». Затем можно использовать приём, когда дети, следуя образцу,
описывают игрушку. «Скажи, как Петрушка», «Скажи как я». Петрушка и ребёнок
получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой чёрный, а
другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой чёрный». Ребёнок:
У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего мишки уши
круглые и пушистые». Ребёнок: «У моего мишки тоже уши круглые, пушистые». Когда
дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать
одну из 3-4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца
используются и другие приёмы: подсказ слова, дополнение, совместное описание,
поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или
другую игрушку. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам
воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре
высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры
повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми
рассказа. Сначала даётся представление о том, как можно по-разному начинать
рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин
рассказа, взрослый предлагает ребёнку заполнить его содержанием. Пример схемы
рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было (летом). Собрались (подруги
в лес за грибами). Взяли они (корзиночки) и (отправились
в лес). Идут девочки и весело (разговаривают). На небе
появились (тёмные тучки). Вдруг загремел (гром) и (пошёл
дождик). Девочки (испугались) и (спрятались под
дерево). Когда дождь закончился, они (пошли домой). Заполнение
схемы помогает ребёнку усвоить средства связи между предложениями и частями
текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда. Постепенно
дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развить
сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал - убежал,
встретил, и, стали они), учит включать диалог действующих лиц (спросил
- ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются
2-3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех
действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее
количество игрушек можно увеличить. На этом этапе основным приёмом обучения
является образец, который даётся после рассматривания. Пример рассказа «Собака
и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идёт
на встречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц
отвечает: «Здравствуй, Жучка!» - «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» - «Есть
морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет,
спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой». Воспитатель
может разыграть сценки с игрушками. Для рассказывания игрушки объединяются по
две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно
рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или
описания игрушек. Значительное место занимают дидактические игры на описание.
Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек»
ребёнок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а
продавец - отгадать, какая это игрушка, и продать её. Условием получения
игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой
она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и
предлагает описать её понятнее.
Интересные игры-занятия разработаны
Э. П. Коротковой. На них обучение описания игрушек осуществляется одновременно
с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на
описания постепенно усложняются, используются приёмы мотивации речи,
обогащается игровая деятельность детей
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2021
Дата обновления: 05.11.2021
Дата публикации: 03.11.2021