25.11.2021
«Роль воспитателя в развитии речи детей».
Характерной
особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая
обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста
подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего
тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось
положительное отношение. Таким близким человеком в саду является воспитатель.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для
детей.
Речь воспитателя, который
постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ним, является основным
источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи,
поэтому она должна быть не только красивой, с ясным и отчетливым произношением,
но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно
выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для
понимания, с правильным и точным
использованием словесных обозначений.
Педагог должен разговаривать
понятно и доступно, короткими фразами, а громоздкими и витиеватыми, правильно и
точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова – сорняки
(«это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «значит»), исключить всякого рода
огрубленные выражения, избегать просторечий.
Воспитатель должен
помнить: чем богаче его лексический запас, разнообразнее выбор нужных слов, тем
точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в
установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно
обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.
Расширение словарного
запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в
частности, педагогической.
Общение с детьми
обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать
возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые
им доступны и понятны.
Вводя новое слово,
воспитатель объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей
речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь,
расширяет круг представлений, что создает возможность свободно общаться со
взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения.
Звуковая
культура речи, хорошая дикция, правильное
литературное произношение – это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку
необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем
ему говорят, а не правильное произношение может взять за эталон.
Нередко недостатки речи
ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и
отрицательного речевого воспитания взрослых. Дефекты произношения,
подкрепляемые повседневной критикой, могут закрепиться, стать привычкой в более
взрослом возрасте.
Интонационная
выразительность речи – важный фактор воздействия на ребенка.
Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя интонационные
средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм,
тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с
использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание,
почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная
речь
утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро
начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем снова перестают слушать.
Убыстренная
речь
детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушиваться в слова,
вникнуть в смысл того, о чем они говорят. Поэтому с детьми лучше всего
разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от
смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми, если она
состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, в грамматическом
отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.
Голос
– профессиональный инструмент воспитателя. И им надо владеть, беречь его от
перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий
говор детей. А «секрет» для установления тишины в помещении очень прост:
разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Важно, чтобы голос воспитателя
не звучал без нужды. – это утомляет и взрослого, и детей.
Поза,
мимика, жест служат дополнительными средствами
выразительной речи.
Таким образом,
воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно
произносить все звуки родного языка;
2. Иметь
ясную, отчетливую речь, то есть хорошую дикцию;
3. Использовать
в своей речи литературное произношение;
4. Стремиться
использовать в речи интонационные средства выразительности;
5. В
общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной
громкостью голоса;
6. Связно
и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом ребенка;
7. Не
допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых
выражений.
detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/12/06/rol-vospitatelya-v-razvitii-rechi-detey
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.01.2022
Дата обновления: 07.01.2022
Дата публикации: 25.11.2021