Учитель-логопед

Новый год встречаем, весело играем!

27.12.2022

Дорогие родители, впереди нас ждет волшебный праздник Новый год, а после – целая неделя чудесных зимних каникул, которые мы с удовольствием проводим со своей семьей. Чтобы это время стало не только приятным, интересным, но и полезным для всей семьи, предлагаю отложить в сторону гаджеты и рассмотреть несколько вариантов новогодних активностей.

Конечно-же, если погода позволяет, старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе. Прогулка – это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Присмотритесь с ребенком к падающим на варежки снежинкам, их неповторимым узорам. Обратите внимание ребенка, что их узоры не повторяются. Это развивает внимание и воображение ребенка.

Учеными уже давно доказано, что развитие моторных функций напрямую влияет на развитие речи и других психических функций. Поэтому всячески поощряйте двигательную активность детей. Дайте ребенку вволю поползать по-пластунски, поваляться в снегу, сделайте вместе «снежного ангела». Для этого ребенок должен аккуратно упасть на спину назад в мягкий и нетронутый снег и подвигать руками и ногами, как бы собираясь взлететь. Помогите малышу аккуратно встать, не разрушив след, рассмотрите, что получилось.

Поиграйте с ребенком в «След в след». Вначале можно рассказать малышу, как в лесу передвигаются волки в стае, идя друг за другом след в след. А затем предложите поиграть в догонялки, наступая точно в следы.

Игра «Лягушка и кочки». Взрослый чертит круги – кочки. Ребенок должен прыгать с «кочки» на «кочку», стараясь перебраться с первой кочки на последнюю, обязательно отталкиваясь двумя ногами, приседая, согнув ноги в коленях.

Игра «Сбеги с горочки» - можно предложить ребенку забраться на небольшую горку с пологим склоном, а потом медленно сбежать вниз к маме в руки.

«Ледяные дорожки» - эта зимняя забава с участием родителей поможет научиться ребенку удерживать равновесие на льду. Ребенок идет по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду, стараясь не упасть.

Обязательно этой зимой поучите ребенка кататься на лыжах и коньках. Это не только весело, но и очень полезно для развития равновесия, баланса и общей моторики, что в свою очередь способствует развитию речи и мозга в целом.

Познавательное и полезное занятие – кормление птиц зимой. Вы можете вместе с ребенком смастерить кормушку и регулярно наполнять ее. Понаблюдайте за птицами, обсудите, какие птицы остаются зимовать, как они выглядят, как подают голос. Расскажите ребенку, как важно помогать птицам зимой и почему.

Но не только на улице можно развлекаться с пользой. Совместно с ребенком можно поводить время на кухне. Например, испеките рождественское печенье. Ребенку очень полезно мять тесто, раскатывать, выдавливать формочками, украшать. Про получившиеся фигурки можно придумать сказочную историю. Также с детьми можно приготовить пиццу. Пусть малыш испечет «свою» пиццу, можно даже в маленькой форме, выбрав для нее ингредиенты по своему желанию. Ребенок вполне может пользоваться пластиковым ножом и нарезать мягкие продукты, чистить яйца, мандарины, вареный картофель.

Помимо готовки, приобщайте ребенка к накрыванию на стол, украшению дома, совместному изготовлению и упаковке подарков. Ребенку очень важно прикасаться и ощущать различные фактуры, материалы: пушистые, шершавые, гладкие, шуршащие.

С детьми можно поиграть в «Волшебный мешок Деда Мороза». В подарочный мешочек можно сложить несколько маленьких игрушек, фигурок и предложить ребенку наощупь, запустив туда руку, отгадать содержимое. Можно добавить какой-то сюрпризный момент.

Ну и какой же Новый Год без елок, мультфильмов и сказок? Обязательно после просмотра/прослушивания сказочной истории обсудите с ребенком: про что была сказка? Кто больше всего ему понравился и почему? С чем столкнулся главный герой? Кто ему препятствовал? Что было бы, если бы главный герой поступил иначе? Можно предложить ребенку придумать другое развитие событий и конец. Обсудите, почему сказка так называется. Если в книге есть иллюстрации, обязательно рассмотрите их – попросите ребенка описать, что изображено на картинке. Отвечая на вопросы, ребенок развивает связную речь, мышление, память и воображение.

Желаю вам тепло и душевно провести новогодние каникулы с пользой для ребенка и себя.

 

Учитель-логопед, Надежда Степановна.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛОГОПЕД ДЛЯ ДЕТЕЙ?

21.09.2020

     О том, нужен ли ребёнку логопед, многие родители задумываются тогда, когда уже  пора идти в первый класс. И то подобное происходит в том случае, когда очевидно присутствие ярко выраженных речевых дефектов, которые сложно не заметить.

     Конечно, есть и очень внимательные родители, которые уже в раннем возрасте замечают у своей крохи неправильное произношение различных звуков. Однако на приёме у специалиста оказывается, что развитие ребёнка соответствует возрасту и поводов для беспокойства нет.Хочу такой сайт

Так как же разобраться, нужно ли беспокоиться и идти к логопеду или же  речь ребёнка развивается в соответствии с возрастом?

Кто такой логопед и чем он занимается

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В чём причины нарушения речи

Речь – это одна из самых важных психических функций человека, необходимая для благополучной социализации и коммуникации с другими людьми. При оценке общего психофизического развития ребёнка педиатры обязательно обращают внимание на уровень развития речи.

Для нормального развития речи у ребёнка необходимы:

  • нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС);
  • отсутствие нарушения слуха;
  • нормальное зрение;
  • достаточное активное речевое общение с ребёнком взрослых, прежде всего в семье.

Если говорить о способности к правильному произношению звуков, необходимо помнить о развитии непосредственно речевого аппарата ребёнка. К речевому аппарату относятся: губы, зубы, язык (правильная длина уздечки), маленький язычок, твёрдое нёбо, полость носа, надгортанник и собственно гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и лёгкие (ведь источником звукообразования в большинстве своём служит струя воздуха). Потому неудивительно, например, что при респираторном заболевании меняются тембр голоса и способность произносить звуки, вплоть до полного отсутствия голоса. А стоматологическая проблема может привести к тому, что даже речь взрослого человека оказывается сложно понять.

Разобравшись в необходимых условиях для формирования правильной речи, говоря о речевых нарушениях, можем выделить причины их образования.

  • Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
  • Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
  • Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
  • Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
  • Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.

Разобравшись в причинах возникновения дефектов речи, мы видим, что при наличии физических патологий родители не могут качественно повлиять на восстановительные процессы, кроме того, как тщательно выполнять назначения врачей.

Но если речь идёт о нарушениях речи, связанных с проблемами общения в семье, то усугубления данных речевых проблем можно избежать путём налаживания психологического климата в семье и достаточного общения с ребёнком. В подобных ситуациях таким детям и их родителям будет показано обращение к психологу.

Когда нужен логопед

Если у ребёнка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа ″кххх″, ″гыгы″, ″агу″, ″агы″, затем повторяющихся слогов ″диди″, ″гиги″, ″бубу″, ″тата″), то уже в возрасте 1 года стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации.

  Также необходимо проконсультироваться с неврологом и логопедом, если у ребёнка:

  • в возрасте 2 лет слишком мало слов, нет фраз или ребёнок совсем не говорит; если ребёнок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, ″К″ заменяет на ″Т″);
  • в возрасте 3 лет ребёнок говорит на ″своём″ языке, причём много и активно, но понятных и простых слов почти нет; или малыш всё понимает, а говорить не хочет – ″очень упрямый″; если вас настораживает в речи ребёнка сильная разница по сравнению с речью его сверстников;
  • в возрасте 4–5 лет речь ребёнка нечёткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает многие звуки; он многие звуки говорит мягко: ″кися″, ″щапка″, ″тяйник″, ″лямпотька″.

В возрасте старше 6 лет у ребёнка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем со звукопроизношением быть не должно. Поводом для обращения к логопеду могут стать следующие причины:

  • ребёнок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается;
  • не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги;
  • у ребёнка в школе проблемы с письмом.

Чем логопед поможет ребёнку?

Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.

Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом.

Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:

  • речевая память;
  • способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
  • умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
  • связывать слова в предложение;
  • строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.

Конечно, несомненная польза занятий логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.

Как ускорить коррекционный процесс

Для успешного исправления речевых дефектов понадобится не только помощь опытных логопедов, но и, возможно, поход к детскому психологу. Но даже при всей вовлечённости высокопрофессиональных специалистов роль родителей очень важна. Соблюдение некоторых правил родителями поможет ребёнку быстрее преодолеть возникшие сложности:

  • регулярное выполнение домашних заданий;
  • регулярное посещение логопедических уроков;
  • ответственное выполнение предписаний логопеда;
  • соблюдение рекомендаций врача, в том числе медикаментозного лечения;
  • контролирование речи ребёнка.

Следует помнить, что дети усваивают ту информацию, которая им представляется интересной, и выполняют задания, которые им нравится выполнять. Поэтому не превращайте логопедические занятия в скучный обучающий процесс, внесите элемент игры и участвуйте в них с искренним интересом.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».