Воспитание дружеских отношений у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

25.11.2021

Воспитание дружеских отношений у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

 

В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими научными трудами, доказывающими необходимость тренировки интеллекта в дошкольном возрасте. Развитие будет эффективным, если оно осуществляется в игре.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.            

В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.

Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера.   

При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и

других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

В своей работе я использую сюжетно – ролевую игру как метод воспитания и развития.    

Основная цель – воспитание дружеских отношений у детей посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи, которые необходимо было выполнить для достижения данной цели:

1. Воспитание у детей таких качеств, как умение принимать решения, делать и обосновывать свой выбор, договариваться между собой, уступать партнёру по игре, развивать фантазию, придумывать новые правила игры, умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации;

2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе;

3. Взаимодействие с семьями воспитанников в работе по данному направлению.

 

В работе уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых игр.

Я заботилась не только об усвоении ребёнком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений со сверстниками, но столкнулась с трудностями такими так, недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребёнок не заинтересовывает сверстников в качестве партнёров по игре; неумение сдерживать себя, управлять своим поведением, ребёнок не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования; отсутствует интерес к игрушкам; неумение самостоятельно организовывать совместную деятельность в рамках сюжетной игры.Хочу такой сайт

В ходе развития взаимоотношений в сюжетно – ролевых играх и достижения положительных взаимоотношений мною были применены следующие методы и приёмы: заинтересованность в игре, сюрпризные моменты, учитывала интересы детей, помощь, советы детям по ходу игры, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы о дружбе, играла вместе с детьми.

Для проведения сюжетно – ролевых игр, мною накоплен определенный опыт работы, разработан алгоритм проведения игр, который я привожу на примере игры в «Дочки – матери».               

Этап первый. Подготовка.

«Дочки – матери» это очень условное название игры, в которой речь идет о семье, ее быте и отношениях. Играть могут и папа, мама с сыном, дочкой. Здесь нам не нужно столь тщательное планирование. Суть отношений между родителями и детьми ребенок видит каждый день. И правила особо тут не надо оговаривать, равно, как и планировать заранее игру. Можно примерно оговорить сюжет, например, пускай, это будет день из жизни на даче. Вспомните, как вы проводите такие дни, обсудите роли, возможно, ваш ребенок вообще захочет играть сам при помощи двух или тех кукол.

 

  Этап второй. Игра.

Дайте волю фантазии ребенка. Присоединяйтесь к игре в любой из моментов, если ребенок играет сам. Многие родители, наблюдая за такой игрой со стороны, видят, как выглядят из отношения с ребенком, ведь в такой игре, ребенок проигрывает именно то, что видит каждый день. Вы можете взять на себя роль дочки или сына, отдав ребенку роль мамы или папы. Посмотрите, как ведет себя персонаж, за которого играет ребенок? Вы никого не узнаете? Присмотритесь повнимательнее, этот персонаж похож на вас.

  Этап третий. Обсуждение игры.

  После того, как игра окончена, обсудите, все ли было логично, не получилось ли так, что персонажи сначала поужинали, потом пошли купаться и только после этого позавтракали. Если да, обсудите, почему так вышло, что было не логично. Можете прямо по горячим следам переиграть нелогичный фрагмент, обсудить, что могло быть по – другому и спланировать, что вы хотите добавить в сюжет в следующей игре.

Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но они научились улаживать их самостоятельно.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр создана развивающая предметно-пространственная среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводили наблюдения с детьми за работой помощника воспитателя, повара, медицинского работника, наблюдали за работой дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии, играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д., используя при этом различные предметы – заместители.

Подзорная труба для сюжетно – ролевой игры «Кругосветное путешествие», Жезл для сюжетно – ролевой игры «На дорогах города»

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности дошкольников. Для того чтобы повысить родительскую компетентность, я провела ряд консультаций: «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль современной игрушки в жизни детей». В игровой приёмной были размещены тематический материал «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребёнка». Родители пополнили развивающую предметно – пространственную среду в группе: была сделана подзорная труба, жезл, сшиты разного вида фартуки для сюжетно – ролевых игр, изготовлены из солёного теста булочки, каральки и т. д

Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Подводя итог, можно  отметить, что постоянное руководство сюжетно-ролевыми играми способствует формированию у старших дошкольников таких положительных качеств, как организованность, самостоятельность, активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, умение  дружить.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.01.2022

Дата обновления: 07.01.2022

Дата публикации: 25.11.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».